Отделение лучевой диагностики

Компьютерная томография (КТ, МСКТ) – это метод рентгеновской послойной диагностики, в основе которого лежит оценка ослабления рентгеновского излучения при прохождении через различные ткани тела человека. При сканировании в КТ используется рентгеновское излучение узким направленным (коллимированным) пучкомчто значительно уменьшает лучевую нагрузку. На основе полученных данных строится серия изображений поперечных срезов исследуемого органа или области, на основе которой получают двухмерные (2D) и трехмерные (3D) реформации.

Компьютерный томограф Toshiba Aquillion (64 среза), установленный в отделении лучевой диагностики КМЦ МГМСУ.

Наша клиника оборудована 64-срезовым компьютерным томографом Aquillion (Toshiba), позволяющим проводить сканирование любого органа и системы толщиной среза до 0.5мм. Современные технологии позволяют получить изображение даже большого объема исследования за минимальное время. Например, КТ головного мозга длится 0.85мсек, а одномоментное сканирование грудной клетки, живота и таза занимает менее 1 минуты при минимальной лучевой нагрузке.

Исследование обычно проводится лежа на спине, редко - лежа на боку или на животе. Для комфорта пациента можно использовать дополнительные валики и подушки, чтобы снять напряжение с поясничного отдела позвоночника. При исследовании грудной клетки руки во время сканирования нужно держать поднятыми за голову.

Главное правило во время исследования – сохранять неподвижность и выполнять команды оператора.  При необходимости использования контрастного вещества, оно применяется либо перорально (через рот - поглатывается), либо вводится внутривенно в зависимости от вида проводимого исследования.

Контрастные препараты, используемые при КТ, созданы на основе йода, поэтому могут вызывать аллергическую реакцию. При записи на исследование необходимо выяснить наличие противопоказаний к введению йодсодержащего контраста.

Компьютерная томография – безболезненная и быстрая процедура, которая легко переносится пациентом. Необходимость сохранять неподвижность в течение исследования может вызвать дискомфорт при болевом синдроме. В этих случаях возможно предварительное обезболивание по назначению лечащего врача.

После компьютерной томографии пациент может сразу вернуться к своему обычному режиму.

Хотя эффективная доза облучения при компьютерной томографии минимальная, она все-таки присутствует. Доза облучения должна указываться в протоколе исследования. В интересах точной диагностики, особенно в острых случаях, данный риск нивелируется.
Женщины обязаны проинформировать направляющего врача и врача радиолога о возможной беременности. Из-за потенциального риска для ребенка компьютерная томография не рекомендуется беременным женщинам, если нет особых медицинских показаний.
Производители внутривенного контрастного вещества также не рекомендуют матерям кормить грудью в течение 24-48 часов после приема или введения контрастного вещества.

Программное обеспечение компьютерного томографа в нашей клинике позволяет решать основные диагностические задачи в самых разных областях: ангиологии, неврологии, нейрохирургии, онкологии, урологии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии.

КТ в нейрохирургии и неврологии

Основными показаниями к КТ в нейрохирургии и неврологии считаются:

• Черепно-мозговая травма как в остром, так и в отдаленном периоде;
  • Внутричерепные кровоизлияния (гематомы, субарахноидальное и внутрижелудочковое кровоизлияние);
  • Инфекционные заболевания (абсцесс, эмпиема). При этом исследование всегда проводится с внутривенным контрастированием;
  • Опухоли (исследование проводится с обязательным  внутривенным контрастированием);
  • Гидроцефалия;
  • Послеоперационный период

Важным методом исследования для пациентов неврологического и нейрохирургического профиля является КТ-ангиография.

КТ-ангиография проводится с внутривенным введением контрастного вещества с помощью специального высокоскоростного инжектора и позволяет получить изображение сосудов головы и шеи с высоким разрешением, с построением трехмерных моделей. Метод считается «золотым стандартом» в диагностике любых сосудистых заболеваний: аневризм, артериовенозных мальформаций, каверном, венозных ангиом. При подозрении на ишемический инсульт КТ-ангиография необходима для исключения тромбоза либо окклюзии одной из магистральных артерий головы или шеи, тромбоза венозных синусов. У пациентов с атеросклерозом КТ-ангиография сосудов шеи с высокой точностью определяет наличие атеросклеротических бляшек в стенках артерий, их структуру, степень стеноза, патологическую извитость артерий головы и шеи.

КТ не является оптимальным методом диагностики дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника, так как не позволяет достоверно оценить размеры грыж и протрузий в шейном и грудном отделах. Однако метод часто применяется в предоперационном периоде для уточнения состояния мелких суставов позвоночника, оценки размеров позвоночного канала, планирования способа хирургического лечения. КТ показана пациентам после операции для оценки эффективности лечения, диагностики осложнений, в том числе спондилитов и спондилодисцитов. Метод считается одним из наиболее эффективных в выявлении метастатического поражения костей скелета, в том числе позвоночника.

КТ в челюстно-лицевой хирургии, ЛОР и стоматологии

С внедрением компьютерных томографов в практику современных стоматологов удалось в значительной степени повысить качество лечебных мероприятий, поскольку исследование позволяет получать максимальную информацию о состоянии челюсти, придаточных пазух носа и лицевого скелета, что было невозможно при использовании панорамных снимков челюсти. Благодаря высокой информативности КТ удается избежать повторных рентгеновских исследований и чрезмерной лучевой нагрузки на пациента. КТ челюсти востребована в ортодонтии и имплантологии и проводится перед протезированием зубов и вживлением имплантантов. КТ позволяет не только получить реконструкцию изображений челюсти в любой плоскости, в том числе в трехмерном виде, но и провести обсчет необходимых для имплантации параметров.

Хотя придаточные пазухи носа захватываются во время исследования головного мозга, для более точной диагностики по назначению ЛОР-врача проводится прицельное исследование придаточных пазух толщиной среза 2мм и менее. Это позволяет получить серию снимков, по которым можно с высокой точностью восстановить структуру пазух носа и их тонких стенок, определить даже мельчайшие изменения – полипы, небольшие кисты и опухоли, инородные тела, и незначительные количества жидкости, которые сложно было бы обнаружить при классической рентгеновской диагностике.

Показания КТ челюсти, придаточных пазух,  лицевого скелета:

• подготовка к протезированию и прочим стоматологическим вмешательствам;
  • травмы лицевой области;
  • синуситы (в том числе рецидивирующие)
  • аномалии развития;
  • контроль за эффективностью лечения;
  • опухоли, кисты и другие новообразования челюстей
  • заболевания височно-нижнечелюстного сустава
  • патология среднего и внутреннего уха
  • послеоперационный контроль

Как правило, исследования этой группы проводятся без контрастирования. Исключение составляет только подозрение на опухоль

КТ органов грудной клетки

Компьютерная томография грудной клетки назначается с целью диагностики заболеваний и патологических состояний легких, сердца, органов средостения, мягких тканей и костных структур  грудной клетки.

Основными показаниями к КТ органов грудной клетки являются:

• Острое или хроническое воспаление легких (пневмония);
  • Туберкулез легких;
  • Эмфизема, бронхоэктазы, обструктивные заболевания легких;
  • Свободная или осумкованная жидкость в плевральной полости;
  • Тромбоэмболии магистральных и мелких сосудов легких;
  • Врожденные заболевания легких, пищевода и других органов средостения;
  • Различные виды первичных онкологических заболеваний легких и органов средостения, вторичное поражение легких при онкологических заболеваниях другой локализации;
  • Интерстициальные (воспалительные заболевания приводящие к поражению легочной ткани и капилляров) и системные заболевания легких и лимфатической системы;

Компьютерная томография легких очень часто используется как скрининговый метод при диспансерных осмотрах. Современная КТ легких позволяет выявить самые маленькие очаговые изменения,  характерные для начальной стадии рака легкого и метастатического поражения легких.

Метод используется также с целью изучения патологии крупных магистральных сосудов: аорты, легочных артерий, легочных вен, с обязательным внутривенным контрастным усилением (КТ-ангиография).